Овариоэктомия (удаление яичника)

Овариоэктомия – это лапароскопическая хирургическая процедура, в ходе которой удаляется один или оба яичника у женщин. Эта операция достаточно востребованная, потому что имеет большое количество показаний для ее проведения. Благоприятный прогноз овариоэктомии заключается в том, что репродуктивная функция женщины сохраняется.

Процедура лечения овариоэктомии:

Через небольшие проколы осуществляется доступ к внутренним половым органам женщины. После того, как диагноз окончательно подтвержден, происходит отсечение поврежденных частей органа. Чаще всего проводится односторонняя лапароскопическая операция по удалению яичников. Практика показывает, что во многих случаях прогрессирующее заболевание затрагивает не только яичник, но и маточную трубу. Тогда оба поврежденных органа удаляются одновременно.

Во время процедуры практически не травмируются мышцы живота и соединительные ткани. Никогда не образуются шрамы или рубцы. Эстетический вид живота женщины не изменяется.

Для кого подходит овариоэктомия:

Операция назначается, если в яичниках обнаружены новообразования разной этиологии (кисты, опухоли, раковые метастазы и т.д.). Срочное оперативное вмешательство требуется, если развивается внематочная беременность, разрыв яичника, или, когда ультразвуковое обследование показало распространение эндометриоза на ткани яичников. Также процедура овариоэктомии используется при преднамеренной стерилизации женщины.

Подготовка к овариэктомии:

Предоперационная подготовка включает стандартный перечень процедур и анализов. Примерно за одну неделю до операции пациентку переводят на специальную диету, способствующую мягкому очищению кишечника. Также она прекращает прием медикаментов, в том числе Аспирина.

Проводится общий осмотр у гинеколога. Сдается кровь и моча на биохимический анализ, который покажет общее состояние организма и выявит скрытые инфекционные заболевания. Проводится УЗИ органов брюшной полости, рентген легких и ЭКГ. Часто врачи могут рекомендовать пройти обследование с помощью компьютерной томографии. Проводится консультация с анестезиологом, чтоб выбрать наиболее подходящий метод анестезии и исключить возможные аллергические реакции.

За 8 часов до операции пациентка должна полностью прекратить прием пищи и жидкости. За несколько часов до начала процедуры проводится очищение кишечника с помощью клизмы, а также гигиенические процедуры, включая депиляцию волос наружных половых органов.

Проведение овариоэктомии:

Существует два варианта проведения овариоэктомии: с помощью лапаратомии (открытый метод) и лапароскопа (закрытый метод). Открытым методом хирург действует, когда делает небольшие разрезы стенки в брюшной полости. Через эти разрезы он выводит наружу придатки матки (яичники и фаллопиевы трубы). Далее на связки яичника устанавливаются специальные клеммы, а поврежденные ткани выше них отсекаются. В завершение все внутренние органы обрабатываются, разрезы ушиваются, и накладывается стерильная повязка.

Если операция проводится закрытым методом, то врач делает три прокола в брюшной полости с помощью троакара. Через пупочное отверстие подается углекислый газ, распирающий стенки брюшной полости. Через два других врач совершает необходимые манипуляции, наблюдая за своими действиями на мониторе компьютера. В завершение все инструменты удаляются, выпускается газ, и накладываются швы на проколы.

Длительность операции: 1-4 часа

В зависимости от выбранной методики овариоэктомии, длительность восстановительного процесса может варьироваться. Пациентку наблюдают в стационаре после операции в течение 5 дней, если проводилась лапароскопическая операция – 1 день.

В течение месяца необходимо соблюдать специальную диету и вести спокойный образ жизни, полностью исключив тяжелые физические нагрузки.

Лапароскопические процедуры противопоказаны в таких случаях:

• если в прошлом пациентки проводились многочисленные полостные операции на брюшной полости (спайки значительно осложняют движение лапароскопических инструментов, что может привести к повреждению внутренних органов);
  • сердечно-сосудистая недостаточность;
  • дыхательные расстройства;
  • нарушения мозгового кровообращения.